Мемориальный комплекс Иоанна Готского

Мемориальный комплекс Иоанна Готского

Воскресший из забвения

Поистине сложно переоценить ту роль, которую сыграл Иоанн, епископ Готии и для православия, и для наших представлений об истории древнего Крыма. «Житие Иоанна Готского», составленное в VIII столетии одним из современников епископа, не только проливает свет на многие события иконоборческой эпохи, но и позволяет нам представить, что вообще происходило в Тавриде в те давние времена. В этом литературном памятнике встречаются такие исторические подробности, каких не найти нигде больше. Правда, на протяжении долгих веков имя православного святого было незаслуженно забыто. И лишь сравнительно недавно жители Партенита, покровителем которого считается Иоанн, при поддержке Крымской епархии и Московского Патриархата возвели храм во имя Иоанна Готского — первый и пока что единственный во всей России. Готская епархия существовала на юго-западе Крымского полуострова уже в V веке нашей эры, и ее епископ подчинялся напрямую патриарху Константинополя. Впрочем, первое упоминание о «епископе Готском» мы находим как раз в житии Иоанна — там говорится, что в 754 году некий епископ, имя которого осталось неизвестным, по доброй воле подписал иконоборческие догматы и за это был переведен императором в Гераклею Фракийскую, а на его место крымские готы — причем сами — избрали Иоанна, ревностного защитника иконопочитания. Любопытно, что жители Готии выказали открытое неприятие Константинопольской Церкви и иконоборцам: Иоанн был рукоположен в епископы во Мцхете, в соборе Святых Апостолов. В последующие годы Готская епархия стала прибежищем для монахов и священников, не пожелавших отказываться от почитания святых икон, и играла важнейшую роль в распространении православной веры среди языческих племен, населявших Таврический полуостров. Сам же Иоанн принял самое активное участие в подготовке VII Вселенского собора, прошедшего в 787 году в Никее — того самого, на котором и было восстановлено почитание икон. И возможно, именно он сумел убедить и Павла, патриарха Константинопольского, и императрицу Ирину в том, что уничтожение святых ликов противоречит догматам истинной веры. По крайней мере, и владетельная августа, и верховный иерарх Церкви проявили желание вернуться к почитанию икон именно после бесед с Иоанном Готским. А если так, то именно ему — по крайней мере отчасти — мы обязаны тем, что иконы сопровождают нас и сегодня. На самом соборе Иоанну присутствовать не довелось. К тому времени он уже успел поучаствовать в восстании крымских готов против хазарского владычества, попасть в плен к хазарскому кагану, бежать из темницы, попутно исцелив дитя городского правителя — в «Житии» так и говорится: «дитя», — и осесть в Амастриде, где святой и встретил свои последние дни. По легенде, его останки перевезли в родные Партениты — в те времена на месте нынешнего поселка было торжище, только со слегка иным названием, — и торжественно захоронили в базилике, построенной самим епископом во имя Святых Апостолов Петра и Павла. А почему «по легенде» — стало ясно только в начале XX столетия. В 1869 году, когда Партенит принадлежал графу Раевскому, управляющий имением прокладывал дорогу по восточному склону Аю-Дага и внезапно наткнулся на древние руины. Прагматичный эконом живо расценил их как источник дареного камня и продолжил мостить дорогу — и мостил до тех пор, пока рабочие не обнаружили мраморную колонну и могильную плиту. После этого «каменный карьер» превратился в зону археологических раскопок, и стало ясно, что здесь когда-то стояла христианская базилика. Это и был монастырь, возведенный святым Иоанном Готским. Только вот гробница, обнаруженная лишь в XX веке, оказалась совершенно пустой. То был кенотаф, символ — подобные памятники часто посвящались тем, кто умер вдали от родины. При раскопках обнаружили плиту XV века, на которой значилось: «Этот всечестный и божественный храм святых славных и первоверховных апостолов Петра и Павла был построен с основания в давние времена иже во святых отцом нашим архиепископом города Феодоро и всей Готии Иоанном Исповедником, ныне же возобновлен, как он зрится, митрополитом города Феодоро и всей Готии кир Дамианом в лето 6936 индикта 6-го, в десятый день сентября». Историю базилики со временем удалось воссоздать. На момент своего создания, в VIII столетии, храм Святых Апостолов должен был казаться поистине роскошным. Вот только судьба его не баловала. В первый раз базилику разрушили хазары, в отместку за участие Иоанна в восстании. Потом храм отстроили снова — и он сгорел. В XV веке, вновь восстановленный, он стал бледной тенью прежнего величия, — но через полвека пришли турки и сравняли все с землей. В конце концов небольшая христианская община воздвигла на этом месте часовню и та простояла еще триста лет — до исхода христиан из Крыма в приазовские степи. Уже в наши дни на том месте, где некогда стоял храм во имя Петра и Павла, был открыт памятник его основателю — святому Иоанну, епископу Готскому. А в храме, посвященном святому, располагается подворье Космо-Дамиановского монастыря. «Житие Иоанна Готского» повествует не только об исторических событиях, но и о чудесах, совершенных епископом. Примечательно, что он точно знал тот день, когда оставит наш мир. Уже в Амастриде, прослышав о смерти хазарского кагана, Иоанн сказал: «И я, братья мои, через сорок дней отхожу судиться с моим преследователем пред ликом Судии и Бога!» И все случилось именно так. Интересные факты: Верхний придел современного храма Иоанна Готского освящен в честь иконы Божией Матери «Всецарица». Сперва его хотели посвятить апостолам Петру и Павлу, но решение изменили по просьбам прихожан — в Партените очень велика доля онкологических болезней, а молитва перед ликом «Всецарицы», как верят многие христиане, исцеляет даже от таких заболеваний.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *