Космо-Дамиановский монастырь

Космо-Дамиановский монастырь

Край исцеляющих молитв

Космо-Дамиановский монастырь возведен во имя святых врачевателей Космы и Дамиана, пострадавших в Риме. Еще в III веке нашей эры братья, обратившие многих к христианской вере, прославились не только исцелениями, но и тем, что не брали за лечение никакой платы — отчего и были прозваны «безмездными врачами». Предание гласит, что Косма и Дамиан были предательски убиты их собственным учителем — тот из зависти завел святых в горы и умертвил обоих, а их тела, стремясь скрыть свое преступление, бросил в реку. Исторические свидетельства не подтверждают, что это случилось именно в крымских горах, — но это не стало препятствием для множества легенд, впоследствии сложенных местными жителями. Обитель расположена в изумительно красивом месте. Некогда здесь был устроен заповедник для царской охоты. Обитель прежде всего славится своим исцеляющим родником, издавна получившим имя «Савлух-Су» — «целебная вода». Святой источник бьет прямо из скалы. И хотя насельников в монастыре совсем немного, в дни христианских праздников сюда притекает до нескольких тысяч паломников. Монастырь начинался с маленькой деревянной церкви, построенной после Крымской войны, в 1857 году. Через несколько лет в обители появилась святая икона с частицами мощей Космы и Дамиана. Число паломников возрастало. Послушников тоже становилось все больше, но оставались в монастыре только самые стойкие — жизнь в киновии была очень трудной. В «Очерках Крыма» Евгения Маркова о ней говорится так: «Обыкновенно же в этом заоблачном ските трудно найти что-нибудь, кроме кружки молока… а зимой снега до такой степени заносят монастырек и подступы к нему, что иногда по нескольку недель он остается погребенный под сугробами. Когда жители соседних долин заметят, что уже давно не приезжает из скита верховой монах за покупками в город, поднимается тревога, и идут с лопатами откапывать монастырек, осведомиться, цел ли он». Со временем монастырь привлекал все больше внимания. Сюда любил приезжать император Александр III — еще в те времена, когда был наследником престола. Монахи возвели зимний Преображенский храм, устроили купальню возле источника. Но после смерти первого настоятеля обители, игумена Макария, все изменилось. Наставники, присланные духовной консисторией, не имели влияния на послушников, замена одного другим ни к чему не приводила, в киновии, прежде цветущей, воцарились бедность и запустение. В 1899 году, устав бороться с проблемами в обители, епархия решила преобразовать мужской монастырь в женский. Первыми Космо-Дамиановский монастырь насельницами стали монахини Топловского монастыря Святой Параскевы. Привыкшие к труду и порядку, они сумели вернуть монастырю прежний облик, и сюда вновь потянулись паломники. Вот как описано это время в известном «Путеводителе по Крыму» Григория Москвича: «За деньдва во всех направлениях к монастырю тянутся верующие христиане. Всевозможные экипажи, фаэтоны, линейки, мажары, дроги и верховые — группами и в одиночку спешат в монастырь…» Вскоре после того, как в Крыму установилась советская власть, обитель закрыли, а на ее территории устроили колонию для инвалидов. Официально — на следующих основаниях: «Монастырь, находясь в местности равноудаленной от всех населенных пунктов с христианским населением, религиозные потребности которых никогда не обслуживал, а исключительно служил для надобностей монахинь и послушниц». Сестры никуда не ушли и еще на протяжении года, пока действовала колония, оставались в обители. Свидетелем этого стал Н. Венгер, работник Народного комиссариата социального обеспечения, приехавший с проверкой. «Странное впечатление на меня произвел бывший монастырь, — сообщал он в своей докладной записке. — Как будто и не было постановления о закрытии его и даже ликвидации… Инвалиды переведены, а вот монашки там остались, и как видно, и не думают оттуда уходить, ибо заповедник им отпустил земли для огорода…» Монахинь все равно разогнали, монастырские земли перешли Крымскому заповеднику. Новые владельцы хотели снести и Космо-Дамиановский монастырь часовню у родника, растащив ее на стройматериалы, и только вмешательство А. В. Луначарского, всесильного наркома просвещения, позволило спасти памятник. Примечательно, что именно часовня осталась единственным зданием, уцелевшим в обители после Великой Отечественной войны. В 1992 году Космо-Дамиановский монастырь был возрожден. Как и изначальная киновия, он стал мужским, а через два года в нем отслужили первую за много лет литургию. Восстановление обители шло с большим трудом. Новым насельникам пришлось столкнуться с неожиданным сопротивлением — и работники заповедника, и местные журналисты, и даже некоторые ученые вдруг в один голос начали твердить, будто воссоздание обители станет гибельным для экологического равновесия в регионе. На самом деле причина была несколько проще: монахи мешали не заповеднику, а местным воротилам, делавшим на целебной воде неплохие деньги. Они разливали ее по бутылкам, свозили на набережную и продавали туристам под маркой «Савлух-Су». Обитель удалось отстоять — и это совершили те, кто действительно приходил к святому роднику с молитвой и верой. 14 июля, в день святых бессребреников Космы и Дамиана, обитель открывает двери для всех желающих, так что каждый из нас может лично в этом убедиться. Интересные факты: Примечательны слова, произнесенные святителем Лазарем, архиепископом Симферопольским и Крымским: «Пусть не боится никто, что монахи, которые поселяются здесь, могут что-то осквернить. Никогда! Монахи только освящают. И запомните: места хватит всем!»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *