Катерлезский Свято-Георгиевский монастырь

Катерлезский Свято-Георгиевский монастырь

Катерлезский Свято-Георгиевский монастырь, воздвигнутый в Керчи во имя Георгия Победоносца, стал первым из крымских храмов, разрушенных во время гонений на веру — это случилось в 1926 году. Но в то время, когда закладывался его первый камень, основатели не могли и представить, будто настанет день, когда православные церкви будут рушиться не по воле пришлых врагов, а по прихоти новоявленных правителей. Обитель, возведенная в селе Катерлез — так раньше называлось нынешнее Войково, — появилась в память о чудесном явлении, свидетелем которого еще в XVIII веке стал местный пастух. Однажды, поднимаясь на гору для молитвы, он увидел юного всадника на белом коне. Пастух решил, будто чудесный образ ему просто померещился, но прошел ровно год, и в тот же самый день — 23 апреля, день казни великомученика Георгия — дивный всадник явился ему снова. Пастух поведал об этом старцам, и те пожелали по прошествии года сопровождать его в молитвенном восхождении. Этому суждено было исполниться — и старцы тоже узрели доблестного воина, только теперь тот стоял на большом валуне, держа белого коня в поводу. Они подошли ближе, но прекрасный образ развеялся — остались лишь следы стоп и конских копыт, оттиском впечатанные в камень. Вскоре неподалеку была обретена икона святого Георгия, перенесенная в керченскую церковь Иоанна Предтечи. Каждый год святой образ с крестным ходом приносили в Катерлез. А в 1857 году — по давнему предложению Иннокентия (Борисова), архиепископа Херсонского и Таврического — было принято решение о строительстве церкви прямо на месте чудесного явления. Часовня, стоявшая на горе прежде, была разрушена англичанами во время оккупации Керчи. В новый храм перенесли икону святого Георгия и легендарный камень. Первоначально монастырь был мужским, но из-за постоянных беспорядков, царивших в обители, его преобразовали в женский, переселив в Катерлез часть насельниц из Топловского монастыря Святой Параскевы. Примечательно, что на первых порах эта мера ничего не исправила. В архивах епархии за 1909 год сохранилась любопытная запись — вердикт благочинного на просьбу монахинь выдать обители сборную книжку: «Прежде чем им производить сборы на содержание обители, нужно самой обители остепениться, одуматься, исправиться. Нужно взяться за работу: рукоделие, обработку земли, за садовничество и огородничество. Обитель до сего времени умела лишь собирать, для каковой цели высылала из монастыря целый полк послушниц. Оттого-то послушницы не знакомы совершенно с духовной жизнью, дерзки, грубы и злоязычны». Впрочем, порядок в монастыре со временем все-таки восстановился. Но этому не суждено было продлиться долго: прошло всего несколько лет, и в стране грянул октябрьский переворот. При советской власти монастырь сперва собирались перестроить в детский дом, но затем распорядились снести и обитель, и здания приюта. Многие монахини, не желая отказываться от послушания, уехали в Алушту — в Космо-Дамиановский монастырь. Те же, кто остался, были вынуждены отречься от монашеского служения. Долгое время на месте прежней обители были одни только руины, но сейчас Катерлезский Свято-Георгиевский монастырь возрождается при активной поддержке сельчан. Уже обустроены временный храм и часовня, снова, как и прежде, проводятся крестные ходы от церкви Иоанна Предтечи, а по монастырской земле вновь протекает родник, освященный во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник», и его вода почитается целебной. Интересные факты: В переводе с крымско-татарского «Катерлез» означает «всадник». Крымские татары тоже почитали Георгия Победоносца, и в день памяти великомученика, 23 апреля, ставили поминальные свечи на горе Катерлез-Оба.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *