Инкерманский Свято-Климентовскиймонастырь
Память о первом мученике
Появление Инкерманского пещерного монастыря связывают с именем священномученика Климента, третьего папы Римского. «Житие святого Климента» сообщает, что крещение тот принял от самого апостола Петра, обратил ко Христу многих римлян и был сослан императором Траяном в каменоломни, расположенные неподалеку от Херсонеса — на территории нынешнего Инкермана. Многие ученики последовали за ним, и вскоре в каменоломнях возник христианский храм. Император этого не стерпел и приказал утопить святого. Легенда гласит, что двое учеников святого Климента вознесли к Господу молитвы, начался сильный отлив, и на дне, в подводном гроте, христиане увидели тело наставника. С тех времен каждый год в день смерти мученика море мелело, и на протяжении недели верные последователи могли поклониться его мощам. В VI веке здесь возникла византийская крепость Каламита. Когда в Византии воцарились ревнители иконоборчества — этот период занял большую часть VIII столетия и окончился незадолго до середины IX века, — в скальных гротах, спасаясь от гонений, нашли приют монахи-иконопочитатели. Скорее всего, в это же время возникли и пещерные скиты, усеявшие западный склон Монастырской скалы. Впрочем, есть мнение, что монастырь возник гораздо позже — в XIV или XV столетии, когда над этими землями простиралась власть христианского княжества Феодоро. Название «Инкерман» крепости дали турки, захватившие ее в 1475 году. С этого времени начался упадок христианской обители. Возрождение обители началось в XIX веке, когда Крым уже вошел в состав Российской империи. В 1850 году появилась Инкерманская киновия, и если бы не Крымская война, монастырь восстановился бы значительно быстрее. К концу 1860-х годов появился наземный храм во имя Святой Троицы, в 1885 — часовня у братской могилы павших в Инкерманском сражении, через десять лет — храм во имя целителя и великомученика Пантелеимона. А в 1905 году, когда минуло полвека с Первой обороны Севастополя, к триумфальной дате освятили сразу несколько храмов: церковь во имя иконы Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость», храм в честь святого великомученика Димитрия Солунского и собор, посвященный Николаю Чудотворцу. Советская власть приняла решение закрыть обитель. В 1931 году была разрушена Свято-Климентовская церковь — последняя из оставшихся в монастыре. Резолюция была такой: «Ввиду отказа от дальнейшего пользования молитвенными зданиями со стороны религиозных объединений православную церковь в Инкермане — ликвидировать. Так как здание данной церкви имеет историческое значение — передать таковое в ведение ОХРИСа». Возрождение Инкерманской обители началось в 1991 году. К настоящему времени открыты пещерные храмы, основанные в XIV–XV столетии — во имя святого Климента, святого Мартина Исповедника и апостола Андрея Первозванного, а также наземный храм во имя великомученика и целителя Пантелеимона и Свято-Троицкая церковь. егенда о святом источнике С пребыванием святого Климента в каменоломнях связана легенда о святом источнике. Люди умирали от недостатка воды, и святой сказал им: «Помолимся Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Он Своим последователям открыл источник живой воды, подобно тому как открыл жаждущему Израилю в пустыне, когда разбил камень и потекла вода; и получив такую благодать Его, возвеселимся». Все вознесли молитву, и святому вдруг явился образ агнца. На том месте, где возникло чудесное видение, обнаружился источник. Узнав о чуде, сюда стали во множестве стекаться паломники, и многие из них приняли крещение у святого Климента. Святой родник действительно существовал — до недавнего времени. В 1970-х годах неподалеку от монастыря проводили строительные работы, источник повредили, и вода начала заливать карьер. Стройку забросили, а на месте карьера сейчас находится озеро. В наши дни источник планируют восстановить. Интересные факты: По преданию, в начале IX столетия мощи святого Климента были утрачены, ибо море прекратило отступать от берега. Но в 861 году, когда в Херсонесе пребывали святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, мощи снова были обретены и их перенесли в соборную церковь, возведенную в центре Херсонеса. С разрешения архиепископа братья перевезли частицу мощей святого Климента в Рим. Честная глава святого осталась в Херсонесе, и в X веке князь Владимир, принявший крещение, увез ее в Киев.